Если это Ваш первый визит, пожалуйста, ознакомьтесь с разделом FAQ, перейдя по указанной ссылке. Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставлять свои сообщения на нашем форуме. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей политикой конфиденциальности.
Да, может. Так происходит сплошь и рядом, когда гуанако объедают побеги. Если они при этом сильно не раскапывают растение (вернее его корень), то оно продолжает жить и отращивает новый побег.
Аналогично происходит при полном усыхании побега в засуху. На определенном этапе корень перестает делиться накопленной влагой с высыхающим стеблем. Так практичнее. Стебель высыхает, а корень сохраняет влагу и потенциальные точки роста. При новых благоприятных условиях вырастают новые побеги.
29 октября. Поскольку наша нынешняя экспедиция в значительной степени была ориентирована на телоцефалы, и в этот день мы по сути продолжали эту "тему". С утра мы выдвигались из Уаско в Чаньярал. Оба небольших городка милы нашему сердцу, поэтому обычно мы используем их как некую базу для пребывания и разъездов вокруг.
Вчера мы не посетили местообитания T.challensis. Поэтому сегодня с утра восполняем это пробел. Приезжаем на уже знакомую точку. Вера поднимается на группу холмов, где в прошлом году над нами ржали гуанако, съевшие все телоцефалы. Я поднимаюсь чуть дальше на другую группу холмов (фото 29).
Несмотря на то, что у Веры в прошлом году съели все растения, в этом году они опять в наличии. Откула только взялись! В большом наличии и у меня. Я обхожу некоторое растение, место произрастания которых я точно помню. Они растут, они не съедены, они в хорошем самочувствии. Находим вполне много растений. Я досчитал до 30... и успокоился (фото 30 и 31).
Прощаясь, с "чальензисами", останавливаемся побродить среди Copiapoa dealbata (фото 32). Фантастические растения! Конечно в коллекциях никогда не вырастить ничего подобного. Можно и не заморачиваться. Эта та область, где человек не всесилен. Можно начать в детском возрасте, но лежа на смертном одре, констатировать свою беспомощность и впустую затраченное время жизни. Это я конечно про "деальбату" (фото 33). Это одно из самых потрясающих зрелищ, если говорить о том, что меня потрясает в кактусах на местах произрастания. Куртины диаметром 1 метра, 2 метра, 2,5м...
Далее наш путь лежит через владения Thelocephala pajonalensis. Как и следует ожидать, в этом году найти растения будет тяжело. В прошлом году за 20 минут мы нашли больше десятка. В этом году за полчаса только две штуки (фото 34). Хотя конечно понятно, что на этих просторах растений более чем много!
Ну и конечно на подъезде к Чаньяралу - наше любимое Фламенко. Это не только музыка и танец, это места произрастания Thelocephala longirapa (сейчас T.odieri). Одни из самых засушливых мест. Мы знаем несколько точек произрастания этого "вида", но еще в одну из первых экспедиций мы нашли место, где этих растений пруд пруди.
Места суровые, почти никакой растительности. Гибнут даже копиапои и эриозице. А вот "лонгирапы" благополучно выживаю, хотя каждый год нам кажется, что они должны вот-вот погибнуть о тзасухи (фото 36 и 37).
Наконец-то мы в Чаньярале. Гостиница как обычно к нашим услугам. Прекрасный вид почти в первой линии на залив и заход солнца. Что будем делать завтра? Придумаем завтра!
30 октября. Сегодня мы не планируем каких-то масштабных переездов, а собираемся посетить национальный парк Pan de Azucar. Сам парк не очень большой, а сеть дорог внутри и того меньше. Нам хочется проехать по "внутренней" дороге в Лос-Ломитос и оказаться чуть южнее знаменитой Эсмеральды. Где-то там есть еще одно место, где можно посмотреть Copiapoa laui. Поэтому мы достаточно быстро мчим на север от Чаньярала и уже через час въезжаем в парк. Все говорит о том, что "большой" воды (и значимых осадков) здесь не было весьма давно. Глинистая почва в долине давно потрескалась, а весь ландшафт вокруг выглядит более чем безжизненным (фото 38).
Вот и указатель на Лос-Ломитос. Когда-то давно мы здесь уже пытались проехать, но дорога оказалась не по "зубам" нашему седану. Сегодня мы на приличном паркетном внедорожнике с полным приводом, поэтому наверно проедем! Но радость оказывается преждевременной. Уже через 2 км мы упираемся в шлагбаум, запертый на приличный замок. Как следует из текста на информационном щите, дорога закрыта, чтобы некие неизвестные нам вандалы не творили непонятные нам акты вандализма на побережье и не пугали гуанако. Нам предлагают прогуляться 10 км пешком. С одной стороны это не катастрофически большое расстояние, но, другой стороны, это маршрут с учетом поисков растений как минимум на 5 часов! К такой растрате времени мы не очень готовы, поэтому возвращаемся на основную дорогу и едем дальше вглубь парка.
Первая остановка уже в знакомом месте, где мы в свое время нашли достаточно много Copiapoa columna-alba, а на скалах Eriosyce rodentiophila (фото 39). Сегодня все выглядит как несколько лет назад, может быть немного меньше стало растений. Вместо части из них высохшие мумии.
Далее останавливаемся в широкой долине недалеко от океана. Здесь мы традиционно почти каждый год бродим среди Copiapoa columna-alba (фото 41) и соревнуемся, кто первый найдет Thelocephala odieri ssp. krausii (=malleolata). Сегодня поиски затягиваются, долго не можем найти ни одного растения. Кажется, что все они "зарылись" глубоко в субстрат. Но потом мастерство берет свое, и мы находим 5-6 растений (фото 40).
Следующая остановка почти на берегу океана. Когда-то давно мы и здесь пробовали искать телоцефалы, но весь наш тогдашний успех - один единственный "трупик". Сегодня все повторяется. Ищем долго, находим 2 трупика и больше ничего. Возвращаемся к машине...и о чудо! Находим 2 просто огромных растения (фото 42). Как удивительно устроен мир. В какой-то момент времени может показаться, что вокруг ничего нет, а потом одна находка и все меняется!
На южной границе парка опять же традиционно наблюдаем растений из крупной популяции Copiapoa cinerascens. Однако, нам более интересно посмотреть растущие в этих же местах Copiapoa serpentisulcata. Последних мы застаем в просто плачевном состоянии. Живых растений в разы меньше, чем мы видели год назад, и они продолжают гибнуть. Особенно заметны следы массовой гибели среди крупных растений, состоявших из 4-10 побегов... Похоже популяция движется к завершению какого-то присущего именно ей жизненного цикла. Впереди катастрофическая гибель, а потом (может быть) не быстрое возрождение.
В Чаньярале чиним пробитое колесо. С нас берут какие-то неимоверные по местным меркам деньги. Видимо, выглядим мы очень респектабельно по местным меркам...
Теперь едем на юг, ближе к Фламенко. Хотим посмотреть Nechilenia pulchella и Copiapoa hypоgaea. Места знакомые, поэтому без труда находим старую точку с "гипогеей". Однако, на холме ждет разочарование. Копиапой нет. Более того, много следов людей, которые здесь ходили и ворошили ногами грунт. Судя по всему тоже искали, но не нашли. Но не могут растения жить только на одном из холмов. Я ухожу на более высокие горы, по пути замечая просто заросли цветущих Euphorbia lactiflua ( фото 44 и 45). Недолгие поиски и благодаря скорее не внимательности, а какому-то внутреннему чутью, я нахожу первую "гипогею" (фото 46). Потом еще несколько...
Подходя к машине, замечаю Веру и свору не понятно откуда взявшихся собак, которые с громким лаем несутся ей наперерез. Ускоряю шаг, чтобы отпугнуть их и спасти...
Но Вера справляется сама. Истошно лающие собаки вдруг затихают и начинают весело вилять хвостами.
Мы кормим их булкой, в знак благодарности они еще долго сопровождают нас при передвижении по этой долине...
Комментарий