Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Иллюстративная фотография: как ее сделать?

Свернуть
X
 
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Иллюстративная фотография: как ее сделать?

    Согласно опросу в этом разделе, большинство пользователей форума проголосовали за фотографию растения, которая бы трезво передавала его внешность и служила иллюстрацией для таксона - то есть фотографией, на которой показано, по возможности, все растение и ясно видны и опознаваемы его особенности. Причем информативность такой фотографии ставится впереди ее художественной ценности. Такая фотография отлично подходит для иллюстрации в альбоме или на сайте, поэтому условно назовем ее "иллюстративной".

    Мне очень близок подобный стиль фотографирования, поскольку я, с одной стороны - биолог, а с другой стороны человек далекий от изобразительного искусства и не силен в композиции...

    Здесь я желал бы отразить свой взгляд на подобные фотографии и выразить СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ на иллюстративную фотографию.

    Примеры я буду брать из своих и не только фотографий. Очень прошу авторов этих "немиоих" фотографий не обижаться и снисходительно относится к моим изысканиям.

  • #2
    Первое, о чем мы поговорим - это о пространственной композиции фотографии.

    Совершенно понятно, что в иллюстративной фотографии - только один объект - само растение. Соответственно, в таком снимке только один план - самого объекта. Передний, средний и задний планы, как в художественной фотографии, отсутствуют. Вместо них есть некое обрамление объекта-растения, улучшающие его восприятие - это план "почвы" растения (грунт и горшок в нашем случае) и фон.

    Конечно, при съемке иллюстрации нужно максимально облегчить все несодержательные объекты в кадре (то есть все, кроме самого растения). Поэтому идеально, когда горшка не видно, а грунт представлен равномерной и нейтральной по цвету поверхностью. Иногда для этого даже используют искусственные, предназначенные только для съемки, грунты. Пример - всем известная "Уникальная энциклопедия" Ильяшенко, Белоуса и Сушака в которой растения для съемок вкапывались (с горшком или без - мне неизвестно) в специальный грунт. Надо сказать что такой метод эффективен, он позволяет добиться того самого равномерного, декоративного и нейтрального грунта, но затратен по времени и месту - так как необходимо иметь специальную емкость с грунтом, а процесс аккуратного закапывания и откапывания растения требует немалого времени... Но тем не менее этот прием следует признать удачным для целей иллюстративной съемки.

    Комментарий


    • #3
      Если мы не можем позволить себе использование специализированных "съемочных" грунтов. то необходимо подумать, как наиболее гармонично подать в фотографии горшок.

      Мне кажется, что главное тут - горшок должен занимать наименьшее место в фотографии! а если и занимает - то быть "гармонирующим" с растением по цвету! Давно в цветоводстве определились с гармонирующими цветами - это белый, светло-серый, черный и "терракота". Вот, например, фото пользователя Aktis с зеленым горшком и иллюстрация того, как смотрелся бы горшок иных цветов:
      оригинал -

      черный -

      терракота -

      белый -
      Вложения

      Комментарий


      • #4
        на мой взгляд - "стандартные" цвета предпочтительней.

        Вот пример как можно убирать горшок. Это фото пользователей lev, silvia, Astro из которых лишний горшок вырезан:





        Вложения

        Комментарий


        • #5
          Виталий, не будешь против комментариев?!

          Сообщение от Виталий Кулаков
          "Уникальная энциклопедия" Ильяшенко, Белоуса и Сушака в которой растения для съемок вкапывались (с горшком или без - мне неизвестно) в специальный грунт. Надо сказать что такой метод эффективен, он позволяет добиться того самого равномерного, декоративного и нейтрального грунта
          Сообщение от Виталий Кулаков
          Но тем не менее этот прием следует признать удачным для целей иллюстративной съемки.
          Худших фотографий, чем в "уникальной" энциклопедии я, пожалуй, не встречал... Все эти декоративные, будто бы скрывающие горшок камешки,будто бы создающие натуральность природы, цветные, подсвеченые фоны... Искусственность (в смысле не натуральность)во всём этом так и прёт. Ты же пишешь, что "в иллюстративной фотографии - только один объект - само растение",т.е. при съёмке кактус должен выглядеть, быть ЖИВЫМ - это с моей точки зрения, сверхзадача, а всё остальное должно работать на это, говоря твоими словами: "нужно максимально облегчить все несодержательные объекты в кадре". А вот в "уникальной" эти "несодержательные объекты" часто заслоняют сами объекты.

          Комментарий


          • #6
            Сообщение от aksen33
            А вот в "уникальной" эти "несодержательные объекты" часто заслоняют сами объекты.
            я привел ее в пример как использование одного конкретного приема - закрытия специальным грунтом горшка. К сожалению примеров этого на фотофоруме сайта не нашел... А о фоне, втором плане и освещении - все впереди!

            Комментарий


            • #7
              следующий, очень важный компонент иллюстративной фотографии - это фон. Фон должен как меньше привлекать к себе внимание, отлично "выделять" растение (не сливаться с ним) и не влиять на общее цветовое восприятие. Наилучший выход - использование искусственного фона. Он может быть однотонным или фактурным. Стандартные однотонные фона - белый, черный, серый. Фактурные более разнообразны - это может быть фон "под дерево", "под камень" или вообще искусственной фактуры.

              Может использоваться и естественный фон растения в месте его размещения, но удачных примеров такого использования очень мало.
              Вот примеры использование естественного фона при съемке клейстокактусов и опунций - практически "неперемещаемых" растений:






              Вложения

              Комментарий


              • #8
                При этом естественный фон надо стараться "отбить" от растения. Это достигается его максимальным размытием или(и) разницей в освещении. Для того что-бы "размыть" - сделать максимально нерезким, фон, необходимо максимально, насколько это возможно, уменьшить ГРИП (глубину резко изображаемого пространства) фотоаппарата. Для этого, при съемке растений на естественном фоне всегда:
                1. максимально открывайте диафрагму - до минимального значения при котром в резкости все растение;
                2. используйте объектив с максимальным фокусным расстоянием или, в случае несъемного или зум-объектива - в положении с максимальным фокусным расстоянием - то-есть в "теле-" положении.
                Особенно это актуально при съемке фотоаппаратами с несменными объективами - они конструкционно имеют очень большую ГРИП. Отсюда и алгоритм съемки - переведите фотоаппарат в режим съемки по приоритету диафрагмы (A, Av), установите максимальное фокусное расстояние объектива (максимально "приблизить" в телережиме, но не использовать цифровое приближение!), установите диафрагму в 3,5-5,6 затем снимайте! Контролируйте резкость объекта и фона на экране фотоаппарата, по необходимости корректируйте значение диафрагмы!

                Комментарий


                • #9
                  Но гораздо лучше, как я уже и говорил, использовать искусственный фон. Причем цветной фон довольно сильно влияет на цветовосприятие - тонально "окрашивая" всю фотографию. Поэтому выгодно использовать нейтральный фон - белый, черный, серый. В некоторых случаях возможно и успешное использование градиентного цветного фона, но это надо делать с осторожностью. Пример удачного использования - в фотографиях пользователя Стас:



                  но, необходимо признать, что сведение фона в нейтрально-серый не ухудшает восприятие фото:
                  Вложения

                  Комментарий


                  • #10
                    и я согласен с aksen33, что применение цветного фона (причем разного для разных фото) и фактурного "под камень" фона привело к полному винигрету и затруднению восприятия растений в "уникальной энциклопедии".

                    Подводя итог под фоном скажу - я сторонник использования однотонных фонов нейтрального цвета - черного, белого, серого. Использование каждого из этих цветов дает нюансы в использовании освещения. что будет рассмотрено далее.

                    Как сделать фон? Проще всего, когда достаточен фон небольшого размера - распечатать нужный на цветном струйном принтере! Более крупный и влагостойкий фон можно изготовить на основе ткани соответствующей расцветки, натянув ее на раму из реек. Для черного фона используется только матовые и не дающие бликов ткани - хлопчатобумажные, бархат и т.п. Для былого фона также желательны матовые ткани, но в этом случае можно использовать и матовые пленки (самоклеющиеся или нет). Для серого фона возможно использование как матового, так и блестящего экрана - последний дает возможность использования эффектного градиента, как на данном фото:
                    Вложения

                    Комментарий


                    • #11
                      Виталий, вот фотоки где край горшка прикрыт камешками


                      Вложения

                      Комментарий


                      • #12
                        Сообщение от Виталий Кулаков
                        Подводя итог под фоном скажу - я сторонник использования однотонных фонов нейтрального цвета - черного, белого, серого.
                        На мой взгляд надо ещё добавить что использовании искусственного или комбинированного освещения, достаточно сложно добиться нейтрального оттенка серого или белого фона, то желтизна то синева. . . даже при съёмке в RAW.

                        По крайней мере у меня есть такие проблемы. . . постоянно.

                        Комментарий


                        • #13
                          Сообщение от chifex
                          На мой взгляд надо ещё добавить что использовании искусственного или комбинированного освещения, достаточно сложно добиться нейтрального оттенка серого или белого фона, то желтизна то синева. . . даже при съёмке в RAW.
                          Только выставляясь белой точкой по "серой" карте вручную. Но порой цифромыло и при ручнике умудряется сползти. Соответственно, остается 3 варианта, гарантированно работающих: настраиваться по цветовой температуре, фотографировать зеркалкой или забить. Последний способ самый простой.

                          Комментарий


                          • #14
                            Сообщение от vlani
                            вот фотоки где край горшка прикрыт камешками
                            Володь, не лучший вариант. Особенно на первом снимке. Камни "лезут" и дробят картинку.
                            Второй снимок - кактус и камни тонально мало отличаются, третий - вполне хорош, но я бы немного камни на заднем плане затемнил.

                            Комментарий


                            • #15
                              Сообщение от chifex
                              достаточно сложно добиться нейтрального оттенка серого или белого фона, то желтизна то синева. . . даже при съёмке в RAW.
                              Используйте свет одной цветовой температуры.

                              Комментарий

                              Обработка...
                              X